Оригами долго существовало в Японии и стало неотъемлемой частью ее культуры. Поэтому нельзя изучать это искусство, ничего не зная об истории, традициях и нравах народа. Занимаясь с ребятами в кружке, я рассказываю им об этой прекрасной стране, ее загадочных для нас жителей, о том, как зародилось и развивалось оригами, его историю. Оригами – старинное японское искусство складывания из бумаги. Изготовление различных поделок из бумаги увлекательное занятие для детей любого возраста. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, приклеивание.
Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги, за несколько минут рождается чудесная фигурка. Мы изучаем также основы бумажной пластики, художественного творчества, цветоведения, и дизайна. Постепенно представления детей о превращениях бумажного листа расширяются. Ребята видят, что оригами является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Важно не только научить детей складывать фигурки, но и использовать их во время праздников, украшать свой дом, дарить друзьям. Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники могли получать радость от творчества, делились бы ею с окружающими, использовали полученные знания в жизни.
В своей работе использую активные методы и формы обучения с целью дифференциации и индивидуализации обучения, создания внутренней мотивации воспитанников. Подтверждением этого стали персональные выставки воспитанников объединения, как в Центре детского творчества, так и в районном историческом музее.
Моя программа рассчитана на работу с младшими школьниками в течение 2-х лет обучения. Из года в год, от одной темы к другой, сложность работы постепенно увеличивается, ребята проходят путь от индивидуальной плоской аппликации до большого коллективного макета. Они учатся трудиться вместе, помогать друг другу, распределяют между собой работу и ответственность за результат. Обучение строится как бы по спирали и начинается с темы «Основы оригами» (базовые формы, условные знаки, работа со схемами). На занятиях я использую специальный лист ватмана с вклеенными бумажными рамками, в которые вставляются карточки с чертежами. Карточки накапливаются и со временем составляют богатый методический фонд для преподавателя.
Зарисовывание схем простых изделий в тетрадь тоже очень важно: дети более осмысленно подходят к процессу складывания, начинают сами замечать характерные приемы. Я часто показываю этапы складывания, но не комментирую их, выполняю несколько складок сразу. Если фигурка простая ее можно сложить целиком на глазах у детей. Иногда я показываю ребятам основу какой-нибудь модели и то, что должно получиться, а затем предлагаю самостоятельно воссоздать её. Очень важно, чтобы ребята не только слышали правильную речь, но и умели сами комментировать весь процес складывания. С этой целью я часто прошу более сильных учеников показывать фигурки, заранее знакомясь со схемами дома. Те, кто занимается похуже, показывают более простые модели, но в работе участвуют практически все. Периодически устраиваю терминологические диктанты.
Проводя занятия по оригами, всегда хочется их разнообразить, превратить в более увлекательное, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Можно организовать конкурсы с призами, доверить проведение занятия кому-нибудь из воспитанников или устроить «День изобретателя». А если перед началом занятий предупредить ребят, что сейчас можно будет разговаривать только с собственным листком, то последний тут же превратится в непослушного ребенка: его будут наказывать и прощать, ссориться с ним и мириться. А когда фигурка готова, то ей обязательно надо придумать название. Можно также предложить ребятам написать коротенькое сочинение про оригами на свободную тему и получить откровение детей, что «оригами – это искусство самого себя».
Во время таких занятий ребята чувствуют на себе реальную ответственность за результат своей работы. С другой стороны, это для них игра, в которой развивается и четкость мышления, и умение выразить свои мысли.
Во время перерывов мы играем в подвижные игры, они не связаны с оригами, но приносят большую пользу: ребята активно отдыхают, успевают выплеснуть свои эмоции и отвлечься от занятий, весело проводят время, в игре лучше узнают друг друга – а от этого только крепнет наш маленький коллектив.